Такие разные объективы

Темы урока:

  • Фикс или зум?
  • Фокусное расстояние
  • Кроп-фактор
  • Широкоугольная, стандартная и телеоптика
  • Макро-объективы
  • Глубина резко изображаемого пространства
  • Светосила
  • Сегодня мы с вами поговорим о самой важной технической составляющей фотосъемки — об объективах и их особенностях в передаче изображения.

    Обращали ли вы внимание на то, как во время работы выглядят профессиональные фотографы? Довольно нагружено: при себе у них обязательно есть пара камер, отражатель или выносная вспышка, а главное — тяжеленный рюкзак с объективами за спиной. Вас тоже это ожидает, в том случае, если хобби станет для вас профессией. Пока же вы легко можете обойтись более портативной, простой и доступной в управлении любительской техникой — почти всю линейку объективов Samsung для камер системы NX может носить с собой даже хрупкая девушка.

    Все объективы рассматриваются фотографами по нескольким параметрам:

    • Фокусное расстояние само по себе
    • Возможность изменения фокусного расстояния
    • Светосила

    Существует множество других особенностей и характеристик, которые учитываются профессиональными фотографами при выборе оптики. Но в этом уроке мы поговорим о тех свойствах объективов, которые оказывают наибольшее влияние на результат вашей съемки.

    Фикс или зум?

    Фокусное расстояние объективов может изменяться, а может оставаться постоянным. Фиксированные, или фикс-объективы предлагают нам только одно, постоянное фокусное расстояние. При съемке с такой оптикой вы сможете приблизить или отдалить объект только меняя свое положение относительно него, приближаясь к нему или отступая. Из-за стабильного положения большинства линз такие объективы, как правило, дают более качественную картинку.

    Зум-объектив Samsung 18-200mm F3,5-6,3 ED OIS обеспечивает весь диапазон необходимых любителю фокусных расстояний

    Зум-объективы — объективы с переменным фокусным расстоянием. Максимальный диапазон фокусных расстояний зум-объективов может быть достаточно велик, и некоторым кажется, что покупать объективы с меньшими диапазонами или фиксы не имеет особого смысла.

    Но, как правило, многофункциональный мощный зум уступает им в качестве картинки. Возможность смены фокусных расстояний достигается за счет увеличения количества линз в объективе, усложнения конструкции и перемещения большего количества групп оптических элементов относительно друг друга. А лучше то, как правило, что проще.

    Фокусное расстояние

    Даже если вы снимаете на компакт и никогда не испытывали необходимости в дополнительной оптике, все, о чем мы сейчас будем говорить, относится и к вам.

    Итак, что же такое фокусное расстояние и в чем оно измеряется? Физически оно представляет собой расстояние от главной задней плоскости объектива до заднего фокуса, который оказывается на пленке или матрице, и измеряется в миллиметрах. Поэтому длиннофокусные объективы, как правило, длиннее широкоугольных.

    Фокусное расстояние и физический размер кадра (сенсора и пленки) определяет основной параметр объектива — угол зрения. Именно от него зависит, что может уместиться в наш кадр, и как это что-то будет выглядеть.

    Чем больше фокусное расстояние — тем меньше угол зрения, и наоборот. И тут есть одна сложность.

    Кроп-фактор

    Дело в том, что производители фототехники традиционно рассчитывают это значение для камер 35-мм формата, тогда как сенсоры любительских системных фотоаппаратов, как правило, в полтора раза меньше по площади. Отсюда получается, что и угол зрения объектива становится меньше в полтора раза, ведь, как мы уже сказали выше, его ширина зависит не только отфокусного расстояния, но и от размера кадра.

    Ничего страшного в этом нет, просто нужно всегда об этом помнить и понимать: если мы берем объектив 30 мм и используем его на любительской камере, то его угол зрения будет соответствовать объективу с фокусным расстоянием 45 мм, установленному на камеру формата 35 мм. Это значение называется эффективным фокусным расстоянием. И из короткофокусного он превратится в стандартный.

    Матрицы компактных камер совсем маленькие и сильно разнятся по своим форматам. Но и объективы у них особенные. Производители не указывают для них значение кроп-фактора, а просто пишут сразу эффективное фокусное расстояние в 35-милиметровом эквиваленте. 

    Запоминать углы обзора намного сложнее, чем миллиметры фокусного расстояния, даже если их приходится постоянно умножить в уме.

    Samsung NX 16 mm f/2.4
    Широкоугольный объектив Samsung W16NB

    Ширкоугольные объективы

    Эффективные фокусные расстояния 10-35 мм

    «Короткофокусные», «широкоугольники», «ширики» — разные названия таких объективов. Особенностью «шириков» является заметное искажение окружающего пространства. Это неудивительно: привычный для человеческого глаза угол зрения — около 40 градусов, что соответствует картинке, сделанной объективом с фокусным расстоянием 50 мм. Такой угол зрения заметно меньше, чем тот, который получается на снимках, сделанных широкоугольным объективом.

    Представьте, как вы видите комнату, когда стоите в ней с камерой. На снимок, который вы сделаете с объективом 16 мм, попадут фрагменты обеих стен по бокам от вас. Естественно, предметы, попавшие в кадр, будут выглядеть довольно странно. То, что окажется в углах, растянется. Прямые линии объектов по краям кадра при этом могут искривиться. Но самое главное, изменится пространство кадра: объекты, находящиеся ближе к камере, будут казаться непомерно большими, а оказавшиеся на заднем плане — очень маленькими.

    Эффект усиления перспективы очень здорово смотрится при попытке передать объем, пространство. Снимая широкоугольником, старайтесь включать в кадр передний план: перила, парапеты, ступени. Усиливая линейную перспективу, вы создадите зрителю эффект присутствия в кадре.

    Светосильный объектив Samsung S30NB обеспечивает "штатный" угол зрения

    Стандартные объективы
    Эффективное фокусное расстояние
    40-70 мм

    Мы уже упоминали о естественном «фокусном расстоянии» нашего глаза: угол нашего зрения примерно такой же, как у 50-мм объективов. При таком фокусном расстоянии предметы не выглядят искаженными, а это очень важно в портрете. Вот почему такие объективы называют портретными. Они часто бывают фиксированными. Эффективное фокусное расстояние объектива Samsung 30mm F2.0 — 45 мм. И это делает его отличным портретным или жанровым объективом.

    У снимков, сделанных портретными объективами, есть еще одна особенность: оптика со средним фокусным расстоянием прекрасно размывает фон, уводя все лишнее за спиной модели в красивое боке. И чем больше будет фокусное расстояние, тем заметнее будет размыт фон.

    Телеобъективы
    Эффективное фокусное расстояние от 70 мм

    Объектив 50-200мм F4.0-5.6 ED OIS II по характеристикам относится к телеоптике

    Фокусные расстояния телеобъективов начинаются от 70 мм. Объектив 50-200 мм тоже можно отнести к длиннофокусным зумам, так как его эффективное фокусное расстояние составляет 75-350 мм, и с его помощью вы можете крупно снять объект, который находится очень-очень далеко. Обычно такие объективы полезны в тех случаях, когда вы не можете приблизиться к объекту съемки. Например, при съемке спортивных соревнований, животных и птиц в естественной среде обитания. Но, только лишь этими сюжетами сфера применения телеобъектива не ограничивается. При съемке пейзажа или архитектуры с длиннофокусной оптикой можно добиться очень интересных результатов.

    Ошибочно полагать, что искажений при съемке такой оптикой не будет: они будут, но характер их будет другой. Большое фокусное расстояние словно «стягивает» пространство, устраняя перспективу. Этот эффект часто называется сжатием переспективы. Объекты на фоне, даже если они размыты, кажутся не такими мелкими. Разные планы на снимке сближаются, а предметы, теряя объем, кажутся более плоскими. 

    Лицо модели, снятое телеобъективом, будет казаться более плоским, чем в жизни. И хотя результат съемки на длиннофокусную оптику часто льстит девушкам, потому что на фото их нос кажется короче, для портретной съемки телеобъективы не всегда удобны: из-за того, что вам придется снимать издалека, возникнет риск потерять контакт с моделью.

    В небольшом помещении, например в маленькой студии, с длиннофокусной оптикой вам просто может быть некуда отойти, чтобы в кадр попало все, что нужно.

    Макрообъективы

    Макро-объектив Samsung 60мм F2.8 Macro ED OIS SSA

    Не верьте значку с цветочком на колесике режимов или навигационной клавише фотоаппарата! Ваша камера не сможет снимать макро до тех пор, пока вы не поставите на нее специальный макрообъектив. Отличие этого класса оптики от других заключается в том, что с их помощью вы можете сфокусироваться на таком расстоянии от объекта, при котором его размер на матрице или пленке будет соответствовать реальному, в соотношении 1:1, либо крупнее.

    Объясним проще: средняя высота сенсора любительской системной камеры, например Samsung NX20, — 15,7 мм. Возьмем монетку в одну копейку (ее диаметр 15,5 мм) и постараемся снять ее максимально крупно.

    У нас монета заняла весь кадр по вертикали. Это значит, что мы достигли натуральный масштаб съемки один к одному. Если же в кадр вошло еще что-то, значит, это уже не макро, а крупный план.

    Глубина резко изображаемого пространства

    Мы уже говорили о свойстве оптики размывать фон, и сейчас остановимся на нем подробнее. Обратите внимание на зону резкости на изображении; все, что находится перед ней или за ней, размыто. Ширина этой зоны не постоянна; в разных случаях она может быть маленькой или большой. Эта зона называется Глубиной Резко Изображаемого Пространства, или ГРИП.

    Глубина резко изображаемого пространства зависит от нескольких факторов:

    Фокусное расстояние. На коротких фокусных расстояниях, глубина резкости, как правило, больше, чем на длинных. То есть, резко всё: и то, что рядом с нами, и то, что на горизонте. При длинных фокусных расстояниях наоборот, в зону резкости попадает только маленькая область, все, что находится до нее и за ней размывается.

    Величина диафрагмы. Чем шире диафрагма, тем меньше ГРИП. Тем лучше мы можем размыть фон и передний план.

    Расстояние до объекта. Чем ближе камера к объекту съемки, тем сильнее размывается фон.

    В макрофотографии ГРИП может составлять всего доли миллиметра, а в пейзажном снимке без переднего плана в зону резкости может попасть вся сцена.

    Светосила

    Объектив Samsung 85mm F1.4 ED SSA самый «светлый» объектив в линейке Samsung NX

    Светосила — это величина, характеризующая степень ослабления объективом светового потока. Говоря проще, мы можем заметить, что чем больше светосила, тем лучше объектив способен «видеть» при недостаточном освещении. Величина светосилы соответствует размеру максимально открытой диафрагмы. То есть, маркировка объектива 85 мм f/1.4, означает, что диафрагма объектива может раскрыться до значения f/1.4, а значит, пропустить много света!

    Часто светосила меняется в зависимости от фокусного расстояния. Например, на зумах указывают два значения светосилы: на минимальном и на максимальном зуме. Например, маркировка 1:4-5.6 означает, что на минимальном зуме вы сможете раскрыть диафрагму до f/4, но если фокусное расстояние будет увеличено до предела, диафрагма раскроется только до значения f/5.6.

    Категория: Уроки | Добавил: Composed (20.10.2012)
    Просмотров: 563 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]