Темы урока: Сегодня мы с вами поговорим о самой важной технической составляющей фотосъемки — об объективах и их особенностях в передаче изображения. Обращали ли вы внимание на то, как во время работы выглядят профессиональные фотографы? Довольно нагружено: при себе у них обязательно есть пара камер, отражатель или выносная вспышка, а главное — тяжеленный рюкзак с объективами за спиной. Вас тоже это ожидает, в том случае, если хобби станет для вас профессией. Пока же вы легко можете обойтись более портативной, простой и доступной в управлении любительской техникой — почти всю линейку объективов Samsung для камер системы NX может носить с собой даже хрупкая девушка. Все объективы рассматриваются фотографами по нескольким параметрам: • Фокусное расстояние само по себе Существует множество других особенностей и характеристик, которые учитываются профессиональными фотографами при выборе оптики. Но в этом уроке мы поговорим о тех свойствах объективов, которые оказывают наибольшее влияние на результат вашей съемки. Фикс или зум? Фокусное расстояние объективов может изменяться, а может оставаться постоянным. Фиксированные, или фикс-объективы предлагают нам только одно, постоянное фокусное расстояние. При съемке с такой оптикой вы сможете приблизить или отдалить объект только меняя свое положение относительно него, приближаясь к нему или отступая. Из-за стабильного положения большинства линз такие объективы, как правило, дают более качественную картинку.
Зум-объективы — объективы с переменным фокусным расстоянием. Максимальный диапазон фокусных расстояний зум-объективов может быть достаточно велик, и некоторым кажется, что покупать объективы с меньшими диапазонами или фиксы не имеет особого смысла. Но, как правило, многофункциональный мощный зум уступает им в качестве картинки. Возможность смены фокусных расстояний достигается за счет увеличения количества линз в объективе, усложнения конструкции и перемещения большего количества групп оптических элементов относительно друг друга. А лучше то, как правило, что проще. Фокусное расстояние Даже если вы снимаете на компакт и никогда не испытывали необходимости в дополнительной оптике, все, о чем мы сейчас будем говорить, относится и к вам. Итак, что же такое фокусное расстояние и в чем оно измеряется? Физически оно представляет собой расстояние от главной задней плоскости объектива до заднего фокуса, который оказывается на пленке или матрице, и измеряется в миллиметрах. Поэтому длиннофокусные объективы, как правило, длиннее широкоугольных. Фокусное расстояние и физический размер кадра (сенсора и пленки) определяет основной параметр объектива — угол зрения. Именно от него зависит, что может уместиться в наш кадр, и как это что-то будет выглядеть. Чем больше фокусное расстояние — тем меньше угол зрения, и наоборот. И тут есть одна сложность. Кроп-фактор Дело в том, что производители фототехники традиционно рассчитывают это значение для камер Ничего страшного в этом нет, просто нужно всегда об этом помнить и понимать: если мы берем объектив 30 мм и используем его на любительской камере, то его угол зрения будет соответствовать объективу с фокусным расстоянием 45 мм, установленному на камеру формата 35 мм. Это значение называется эффективным фокусным расстоянием. И из короткофокусного он превратится в стандартный. Матрицы компактных камер совсем маленькие и сильно разнятся по своим форматам. Но и объективы у них особенные. Производители не указывают для них значение кроп-фактора, а просто пишут сразу эффективное фокусное расстояние в 35-милиметровом эквиваленте.
Запоминать углы обзора намного сложнее, чем миллиметры фокусного расстояния, даже если их приходится постоянно умножить в уме.
Ширкоугольные объективы Эффективные фокусные расстояния 10 «Короткофокусные», «широкоугольники», «ширики» — разные названия таких объективов. Особенностью «шириков» является заметное искажение окружающего пространства. Это неудивительно: привычный для человеческого глаза угол зрения — около 40 градусов, что соответствует картинке, сделанной объективом с фокусным расстоянием 50 мм. Такой угол зрения заметно меньше, чем тот, который получается на снимках, сделанных широкоугольным объективом. Представьте, как вы видите комнату, когда стоите в ней с камерой. На снимок, который вы сделаете с объективом 16 мм, попадут фрагменты обеих стен по бокам от вас. Естественно, предметы, попавшие в кадр, будут выглядеть довольно странно. То, что окажется в углах, растянется. Прямые линии объектов по краям кадра при этом могут искривиться. Но самое главное, изменится пространство кадра: объекты, находящиеся ближе к камере, будут казаться непомерно большими, а оказавшиеся на заднем плане — очень маленькими. Эффект усиления перспективы очень здорово смотрится при попытке передать объем, пространство. Снимая широкоугольником, старайтесь включать в кадр передний план: перила, парапеты, ступени. Усиливая линейную перспективу, вы создадите зрителю эффект присутствия в кадре.
Стандартные объективы У снимков, сделанных портретными объективами, есть еще одна особенность: оптика со средним фокусным расстоянием прекрасно размывает фон, уводя все лишнее за спиной модели в красивое боке. И чем больше будет фокусное расстояние, тем заметнее будет размыт фон. Телеобъективы
Фокусные расстояния телеобъективов начинаются от 70 мм. Объектив Ошибочно полагать, что искажений при съемке такой оптикой не будет: они будут, но характер их будет другой. Большое фокусное расстояние словно «стягивает» пространство, устраняя перспективу. Этот эффект часто называется сжатием переспективы. Объекты на фоне, даже если они размыты, кажутся не такими мелкими. Разные планы на снимке сближаются, а предметы, теряя объем, кажутся более плоскими. Лицо модели, снятое телеобъективом, будет казаться более плоским, чем в жизни. И хотя результат съемки на длиннофокусную оптику часто льстит девушкам, потому что на фото их нос кажется короче, для портретной съемки телеобъективы не всегда удобны: из-за того, что вам придется снимать издалека, возникнет риск потерять контакт с моделью. В небольшом помещении, например в маленькой студии, с длиннофокусной оптикой вам просто может быть некуда отойти, чтобы в кадр попало все, что нужно. Макрообъективы
Не верьте значку с цветочком на колесике режимов или навигационной клавише фотоаппарата! Ваша камера не сможет снимать макро до тех пор, пока вы не поставите на нее специальный макрообъектив. Отличие этого класса оптики от других заключается в том, что с их помощью вы можете сфокусироваться на таком расстоянии от объекта, при котором его размер на матрице или пленке будет соответствовать реальному, в соотношении 1:1, либо крупнее. Объясним проще: средняя высота сенсора любительской системной камеры, например Samsung NX20, — 15,7 мм. Возьмем монетку в одну копейку (ее диаметр 15,5 мм) и постараемся снять ее максимально крупно. У нас монета заняла весь кадр по вертикали. Это значит, что мы достигли натуральный масштаб съемки один к одному. Если же в кадр вошло еще что-то, значит, это уже не макро, а крупный план. Глубина резко изображаемого пространства Мы уже говорили о свойстве оптики размывать фон, и сейчас остановимся на нем подробнее. Обратите внимание на зону резкости на изображении; все, что находится перед ней или за ней, размыто. Ширина этой зоны не постоянна; в разных случаях она может быть маленькой или большой. Эта зона называется Глубиной Резко Изображаемого Пространства, или ГРИП. Глубина резко изображаемого пространства зависит от нескольких факторов: Фокусное расстояние. На коротких фокусных расстояниях, глубина резкости, как правило, больше, чем на длинных. То есть, резко всё: и то, что рядом с нами, и то, что на горизонте. При длинных фокусных расстояниях наоборот, в зону резкости попадает только маленькая область, все, что находится до нее и за ней размывается. Величина диафрагмы. Чем шире диафрагма, тем меньше ГРИП. Тем лучше мы можем размыть фон и передний план. Расстояние до объекта. Чем ближе камера к объекту съемки, тем сильнее размывается фон. В макрофотографии ГРИП может составлять всего доли миллиметра, а в пейзажном снимке без переднего плана в зону резкости может попасть вся сцена. Светосила
Светосила — это величина, характеризующая степень ослабления объективом светового потока. Говоря проще, мы можем заметить, что чем больше светосила, тем лучше объектив способен «видеть» при недостаточном освещении. Величина светосилы соответствует размеру максимально открытой диафрагмы. То есть, маркировка объектива 85 мм f/1.4, означает, что диафрагма объектива может раскрыться до значения f/1.4, а значит, пропустить много света! Часто светосила меняется в зависимости от фокусного расстояния.
Например, на зумах указывают два значения светосилы: на минимальном
и на максимальном зуме. Например, маркировка 1: | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 563 | |
Всего комментариев: 0 | |