Композиция в фотографии

Тема урока

  • Основы композиционного построения кадра
  • Способы передачи объема в двухмерном изображении
  • Направляющие линии
  • Золотое сечение и правило третей
  • Влияние цвета и тональности на восприятие кадра
  • Статика и динамика в композиции

Что такое композиция в фотографии? Это манипуляция взглядом зрителя. Вы, фотограф, решаете, на что зритель будет смотреть сначала, а на что потом, заставляя его обращать внимание на ключевые объекты и проскальзывать взглядом мимо того, что не так уж и важно. Успех снимка на 80 % зависит от удачной композиции. Если вы освоите несколько нехитрых композиционных правил, основанных на особенностях зрительного восприятия информации и психологии, у вас появится шанс сделать свои работы заметно привлекательнее.

Мы привыкли видеть мир в объеме. Фотоаппарат же создает двухмерную, плоскую картинку. Что мы можем сделать для того, чтобы передать на фотографии глубину пространства и объем предметов? Одним из самых очевидных и действенных приемов является использование эффекта перспективы. Так мы определяем предметы в пространстве: этот расположен близко, а тот — далеко. И у зрителя создается представление об объемности сюжета.

Давайте же рассмотрим три вида перспективы.

Линейная перспектива

Сходящиеся линии дороги; углы здания, на которое мы смотрим снизу вверх или со стороны; уходящие вдаль и уменьшающиеся столбы… Существует множество изображений, композиция которых основана на простом правиле: человеку кажется, что крупные объекты расположены ближе. Чем объект дальше, тем он меньше.

Усилить этот эффект можно, если снимать с оптикой с широким углом (установить фокусное расстояние на объективе камеры со сменной оптикой до 24–30 мм, а на компактной камере перевести зум в положение W) и подойти к объекту практически вплотную.

Воздушная перспектива

Дождь, туман, дымка в горах или дым от костра — все это делает воздух плотнее. В такой ситуации объекты по мере удаления от зрителя становятся менее контрастными. Это еще один способ объяснить тому, кто смотрит на снимок, что на самом деле близко, а что далеко, и таким образом передать глубину пространства.

На приведенном примере линейная перспектива отсутствует, но объем обозначается четким разделением нескольких планов, уходящих вдаль по конрастности.

Тональная перспектива

Интересный факт: все люди воспринимают цвета примерно одинаково. А именно: теплые цвета — оранжевый, желтый, красный — кажутся нам ближе, чем холодные — голубой, синий, зеленый. И этому есть объяснение. Мы привыкли видеть теплое — огонь, дерево, кожу других людей — рядом с собой. А холодное небо и горизонт от нас всегда далеко.

Даже на этом абстрактном, абсолютно графичном кадре яркие полосы кажутся отделенными от зеленовато-серого холодного фона.

В фотографии прием тональной перспективы можно использовать, располагая объекты, окрашенные в теплые цвета, на переднем плане, а холодные отодвигая на задний. Так снимки будут выглядеть гармоничнее.

В дальнейшем расскажем, в каких случаях перспективу стоит подчеркнуть, усилить, а где этот эффект нужно устранить.

Направляющие линии
Итак, мы поговорили о том, как передавать объем в изображении. Теперь давайте научимся обращать внимание зрителя на то, что мы хотим ему показать. Именно так стоит поступать каждый раз, компонуя кадр.

Самый простой способ управления вниманием зрителя — создать на фотографии своеобразные «дорожки», по которым будет перемещаться взгляд. Это могут быть линии проводов, тянущаяся сквозь кадр тропинка в пейзаже, последовательно расположенные элементы ландшафта или интерьера. Помните, что направляющая линия совсем не обязательно должна быть линией визуальной. Ею также может быть и последовательность объектов, по очереди привлекающих внимание зрителя. И очередность эта может быть настолько удачной, что зритель будет словно ощупывать всю фотографию взглядом, не в силах оторваться. Создавая такие очередности, учитывайте, что лучше всего привлекают к себе внимание светлые и яркие пятна. Главный объект, к которому вы подводите взгляд зрителя, при этом можно расположить по правилу золотого сечения. Так вы еще усилите акцент и позволите зрителю по-разному воспринимать снимок.

Золотое сечение
Давайте нарисуем прямоугольник, и каждую его сторону последовательно разделим точками на две неравные части, разделив их длину на 1.6. А теперь проведем от каждой из этих точек перпендикулярные линии к противоположной стороне прямоугольника.

В результате мы получили маленький прямоугольник внутри большого. Если главный объект на вашем кадре (например, глаза в портрете) попадает в один из углов маленького прямоугольника, будьте уверены, взгляд зрителя упадет на него в первую очередь. Более простой способ — разделить кадр по вертикали и горизонтали на три части и расположить главные объекты вдоль воображаемых линий или в их пересечениях. Так снимок получится сбалансированным, а нужный объект в кадре сразу привлечет к себе внимание.

Статика и динамика
Композиция помогает не только обозначить важные объекты в кадре, но и передать нужное ощущение или настроение. Представьте себе стоящего человека, а потом — лежащего. Какой из них выглядит динамичнее? Конечно же, первый.

А теперь представьте вертикальный и горизонтальный кадры. Горизонтальный (лежачий) кадр покажется вам статичнее, расслабленнее вертикального. Так, дополнительную динамику снимку можно придать, просто сделав его вертикальным.

Куда более эффективный способ получить динамику, ощущение движения в кадре — использовать диагонали. Их можно строить из чего угодно: это может быть линия горизонта, край крыши и другие элементы архитектуры; запечатленный в перспективе объект или горный хребет.

Помните о том, что диагональ может быть использована как способ задать настроение. Например, восходящие диагонали, то есть линии, поднимающиеся слева направо, создают впечатление роста, успеха, подъема, и в то же время выглядят достаточно напряженно: в гору идти нелегко…

 

Еще один важный психологический момент — направление движения.
Поскольку мы считываем изображение слева направо, нам кажется, что объекты, перемещающиеся в том же направлении, едут быстрее и легче. Напротив, движение справа налево, запечатленное на снимке, мы будем воспринимать замедленным.

Пространство для взгляда

Если вы снимаете портрет, не забывайте еще об одном важном правиле: оставляйте пространство для взгляда! Обратите внимание на то, куда смотрит ваша модель, и оставьте побольше места по направлению ее взгляда. А областью за моделью можно и пожертвовать, сократив ее до минимума. Кстати, в этом случае нелишне вспомнить и о золотом сечении. То же правило распространяется на все движущиеся объекты: едет ли в кадре автомобиль, идет ли пешеход — оставьте им пространство для движения.

Асимметрия
Симметрия в кадре, конечно, может быть красивой, но часто она делает кадр статичным и скучным. Ярким примером могут стать популярные фотографии заката. Наверняка и в вашем архиве найдутся кадры с солнцем, садящимся за горизонт… ровно по центру! Поверьте, если вы отправите такой снимок на конкурс, приза вы точно не получите. Зритель — существо пассивное. Зачастую мы сами не знаем, что нам интереснее, а потому ищем подсказки со стороны. Это важно учитывать и в фотографии.

Когда человек видит пейзаж с горизонтом, расположенным ровно посередине, он теряется, потому что фотограф не подсказал ему, что важнее в кадре: небо или море/земля? Не сумев найти ответа на этот вопрос, зритель отбрасывает фотокарточку как неинтересную. Попробуйте выбрать что-то одно, вторую половину обрезав так, чтобы не мешала восприятию, и расположите горизонт по одной из линий третей. А солнце при этом поставьте в одну из точек их пересечения.

Вряд ли стоит повторять то, о чем кричат на каждом фотосайте: поправляйте заваленный горизонт. Снимок с неровными вертикалями и горизонталями смотрится неопрятным, да попросту недоделанным. Выбирайте что-то одно: либо вы строите из горизонта изящную диагональ (если только это чем-то оправданно!), либо выравниваете его так, чтобы привередливому зрителю не к чему было придраться.

Старайтесь использовать в кадре сразу несколько композиционных правил. Это усилит желаемый эффект и оставит зрителю возможность различными путями путешествовать взглядом в пространстве вашей фотографии.

Категория: Уроки | Добавил: Composed (20.10.2012)
Просмотров: 674 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]