Фото урок - Ночная и вечерняя съемка

Не секрет, что многие фотолюбители испытывают проблемы со съемкой на улице в условиях недостаточного освещения. Часто вечерние и ночные кадры получаются нерезкими слишком темными или слишком светлыми, со странными неестественными цветами.

На первый взгляд, самое простое решение — это избегать съемки ночью.

В действительности, ночь, а точнее вечер, является прекрасным временем суток для съемки городских пейзажей и архитектуры. Это связано с тем, что большинство зданий красиво освещены в темное время суток, а свет в окнах незаметный днем, оживляет кадр.

Есть особенное время суток, так любимое многими фотографами. Оно называется голубым часом. В это время свет преобретает характерный голубой оттенок, а цвет неба становится глубоким и насыщенным.

Предметы оказываются освещены голубоватым светом, который ассоциируется у нас с ночью. В тоже время света оказывается достаточно, чтобы мы могли разглядеть детали объектов, чего не происходит настоящей ночью. В это время городские огни наилучшим образом сочетаются с естественным освещением.

Голубой час наступает дважды в сутки: перед рассветом и сразу после заката. К сожалению, в наших широтах он длится всего около 20-30 минут. Давайте же постараемся поймать это скоротечное, но прекрасное время суток.

Вечерний пейзаж

Для того чтобы успеть снять все, что вы хотите, хорошо и качественно, прийти на предполагаемое место съемки нужно заранее, выбрать объект, ракурс и подготовиться. Если вы будете тратить на все это время в последний момент, то вы просто пропустите нужное освещение. Во-первых нам понадобится штатив, потому что снимать мы будем на длинных выдержках. В противном случае кадр будет нерезким. Он может быть большим и крепким или маленьким и легким: выбор зависит от веса и габаритов камеры и оптики, которую вы используете. Если взять, для примера, камеру Samsung NX20 — ее вес и габариты не велики — то, для нее сгодится и небольшой карманный штатив. Но, если вы установите на аппарат большой зум или светосильный широкоугольный объектив, то в этом случае стиот воспользоваться более серьезной опорой.

Если под рукой не оказалось штатива, то камеру можно поставить на какую-либо стабильную основу. Главное, чтобы фотоаппарат не шевелился при съемке. Если в вашей камере есть система оптической стабилизации, то при съемке со штатива ее надо отключать. Во-вторых, вам понадобится функция отсрочки съемки на заданный интервал по времени. Переведите камеру в режим съемки по таймеру через 2 секунды или более. В-третьих, для съемки пейзажа или архитектуры, скорее всего, вам понадобится широкоугольный объектив.

Установите достаточно низкую чувствительность 100-200 ISO для того, чтобы избежать шумов. Если вы привыкли снимать в автоматическом режиме определения экспозиции, то выберите режим приоритета диафрагмы и установите диафрагму в районе f/5.6–f/11. Тем самым вы обеспечите достаточную глубину резкости и четкость изображения. Выберите объект съемки, скомпонуйте кадр и сделайте снимок.

Скорее всего окажется, что он будет слишком ярким, и мы потеряем детали в наиболее ярких зонах кадра. В этом случае сделайте отрицательную экспокоррекцию. Тогда кадр станет темнее, и появятся ранее пересвеченные детали. Следите за тем, чтобы в более темных зонах кадра детали тоже сохранялись. Для оценки снимков используйте гистограмму.

экспокоррекция −1 EV без экспокоррекции экспокоррекция +1 EV

Сделайте несколько снимков с различной экспокоррекцией окончательное решение, какой кадр лучше вы сможете принять дома, оценив результат на экране компьютера. Главное, чтобы было из чего выбирать!

Съемка со вспышкой

Практически все современные камеры оснащены вспышкой. Давайте разберемся, как правильно использовать вспышку для съемки портрета ночью.

Если мы полностью отдадимся автоматике камеры, то результат, скорее всего, будет неважный — парящая в темноте пересвеченная модель. А хотелось бы увидеть и задний план и нормально проэкспонированное лицо. Проблема заключается в том, что камера посылает достаточно мощный импульс света от вспышки на передний план и не заботится о проработке заднего плана, которого свет от вспышки просто не достигает. Решить проблему можно, если выбрать один из программных режимов, скажем «ночь». Это поможет автоматике правильно интерпретировать ситуацию.

Экспонирование фона. Параметры: f/4,5, 1/15 c., 1600 ISO

Но, поскольку мы хотим получить гарантированный и контролируемый результат, нам нужно взять управление в свои руки. Для этого установите на камере достаточно высокую чувствительность — 800-1600 ISO. Переведите камеру в ручной режим установки экспозиции — M. Откройте диафрагму пошире — f/2.8-f/5.6. Не включая вспышку и пока не приглашая модель, сделайте несколько кадров и подберите выдержку так, чтобы задний план проработался достаточно хорошо. Половина дела сделана!

Добавление вспышки с коррекцией мощности в -1 ступень

Теперь с фоном у нас порядок, и мы займемся передним планом. Включаем вспышку и приглашаем модель, и делаем кадр. Если модель оказалась пересвечена, а так скорее всего и будет, то вам потребуется внести отрицательную коррекцию мощности вспышки. Значение может быть от −1 до −2.

В камере Samsung NX коррекция мощности вспышки есть, но если в вашем аппарате ее нет или она не помогает, вам поможет увеличение дистанции до объекта. Просто отойдите подальше, и ситуация нормализуется.

Постоянный свет

К сожалению, накамерная вспышка не является панацеей. Свет от нее довольно жесткий и плоский. Это не самый удачный выбор источника света для портрета. Даже в ночное время можно найти более интересныеварианты. Таким источником может стать уличный фонарь, прожектор, яркая витрина и даже свет от фар автомобиля.

Пример "шевеленки"

В любом случае, вероятно, что света будет не слишком много. Это значит, что на камере надо выбрать достаточно высокую чувствительность — 800-1600 ISO, в зависимости от того, что вам позволяет камера. Снимать лучше на широко открытой диафрагме. Подойдет максимальное значение вплоть до f/2. Чтобы кадр получился резким, выдержка должна быть достаточно короткой. Даже если ваша модель неподвижна, небольшие колебания производят ваши руки. И в результате на снимке все оказывается смазанным. Этот эффект называют «шевелёнкой».

Существует формула, которая позволяет оценить, какую выдержку может осилить средний человек. Она связана с фокусным расстоянием объектива следующим образом: Выдержка равна единице разделенной на F, где F — текущее фокусное расстояние объектива с учетом кроп-фактора.

Например, если вы снимаете с эффективным фокусным расстоянием 45 мм, то выдержка должна быть короче, чем 1/45 с, а если на 24 мм, то короче 1/24 с.

Если вам удастся стабилизировать камеру, влияние «шевеленки» можно значительно снизить. Здесь уместно будет включить оптический стабилизатор. Это позволит эффективно работать на более длинных выдержках, а значит, при меньшем количестве света. Дополнительно можно облокотиться о стену. Можно плотно поставить локти на какую-либо опору.

Ночью нам приходится снимать при искусственных источниках света, и как мы помним из урока про цвет и баланс белого, автоматика в таких условиях не всегда срабатывает корректно. Мы можем помочь камере, выбрав соответствующий тип освещения.

Руководствуясь этими советами, вы сможете значительно расширить временные границы для творческой самореализации, и получать хорошие кадры не только в светлое, но и в темное время суток.

Категория: Уроки | Добавил: Composed (27.02.2013)
Просмотров: 1144 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]