Естественный и искусственный свет

Тема урока

  • Качество света: мягкий и жесткий
  • Рисующий и заполняющий свет 
  • Направление света
  • Использование направления света на практике
  • Естественный свет и свет искусственный
  • Свет вспышки
  • Роль такого мощного фотографического инструмента как свет сложно переоценить. Без света сделать снимок вообще невозможно. А от того, откуда исходит свет, от его природы и характера, и от того, как все это сочетается с задумкой автора, очень сильно зависит успех фотографии. Начинающему фотографу есть над чем задуматься во время съемки: надо следить за настройками камеры, за композицией, да еще и за тем, чтобы модель не заскучала. На фоне всей этой суеты о свете иногда просто-напросто забывают. А зря, так как непродуманные по свету снимки, как правило, смотрятся бледно и невыразительно, а бывают и просто браком.

    В этом уроке мы познакомимся с типами и расположением света и узнаем, как всем этим пользоваться, для того чтобы сделать фотографии приятными глазу и эффектными.

    Мягкий и жесткий свет

    Солнечный летний полдень дарит нам возможность снимать с ультракороткими выдержками и низкой чувствительностью. Однако в такой съемке есть и минусы: мы можем получить глубокие черные тени на глазах модели, увидеть их под носом и подбородком, а то и на всем лице, если ее голова немного опущена вниз. Дело в том, что открытое солнце дает очень жесткий свет, с черными, резко очерченными тенями.

    А как изменится характер света, если небо затянуло облаками? Освещение станет равномернее. Глубокие тени пропадут и станут бледными и рассеянными. Это — мягкий свет. Он очень хорош для портретов, так как сглаживает сильно проявляющуюся фактуру кожи, делает лицо более гладким, скрывает недостатки.

    Понять, в каких случаях мы получаем жесткий или мягкий свет, очень просто. Чем меньше или дальше источник, тем жестче свет. Солнце находится очень далеко, и направленные лучи рисуют жестко очерченную контрастную картинку. Затянутое облаками небо — гораздо ближе, и оно кажется нам бесконечно большим: в пасмурную погоду рассеянный свет льется со всех сторон.

    Жесткий свет в ясную погоду Мягкий свет в пасмурную погоду

    Размер встроенной вспышки — пара-тройка сантиметров. Конечно же, свет от нее будет жестким. Зато, если подойти к полутораметровому окну, модель сразу же станет мягко освещена.

    Свет рисующий и заполняющий

    Есть два понятия, часто используемых при формировании световой картины: рисующий и заполняющий свет.

    Рисующий свет

    Рисующий свет — это основной и более мощный световой поток, определяющий светотеневой рисунок сюжета. В принципе, рисующий источник может быть единственным, но совсем без него никак не обойтись.

    Рисующий и заполняющий свет

    Заполняющим мы называем дополнительный свет, который нужен для заполнения, высветления глубоких теней. Обычно для этого используют второй, третий источники. Источников заполняющего света может быть много (например, в предметной съемке), все зависит от формы снимаемого объекта.

    Направление света

    Наверняка все вы знаете, что не стоит снимать против света. Это своего рода первичное знание о направлении освещения. Сразу оговоримся, что снимать против света можно, а иногда и нужно, но обо всем по порядку.

    В зависимости от того, где находится источник освещения, можно получить тот или иной эффект на снимке. Давайте же поподробнее рассмотрим положение источника света.

    Фронтальный свет. Он же — прямой, лобовой. Помните, как выглядят снимки со встроенной вспышкой, которая дает именно фронтальный свет? Он падает на модель строго спереди, лишая лицо рельефа, делая его плоским, съедая всю фактуру. Иногда людям нравятся портреты, сделанные с таким светом, так как несмотря на потерю деталей лица, исчезают прыщи и морщины, однако редко когда такой результат действительно профессионально выглядит.

    Боковой свет. Как следует из названия, источник света стоит сбоку. Текстура при этом прорисовывается очень хорошо.
    Жесткий боковой свет с одной стороны способен полностью провалить в черноту неосвещенную сторону, поэтому лучше всего, если такой тип света поддерживается заполняющим светом. Хотя, конечно, многое зависит от задумки автора.

     

    Передне-боковой свет. Золотая середина. Такой свет подчеркивает контуры щек и скул, форму губ и носа модели, передает объем, и при этом не проваливает в темноту половину лица, так как все-таки находится не сбоку.
    Если источник такого света еще и мягкий, то он вполне может оказаться единственным и самодостаточным источником освещения в портрете.

     

    Верхний свет. Мы о нем уже говорили, когда рассматривали пример жесткого света на полуденном солнце. Проваленные глазницы, черная тень под носом и подбородком. Пейзаж при верхнем свете тоже смотрится довольно скучно.
    Однако если источник верхнего света крупный и находится прямо над головой модели, можно получить интересный результат.

    Нижний свет. Нижний свет гарантированно делает из человека страшилку по той простой причине, что тень от носа падает не привычно вниз, а уходит наверх. Тень от щек тоже уходит наверх, скрадывая глазницы.
    В результате мы получаем лицо, похожее на череп. Кстати, нижний свет — единственный тип света, практически не встречающийся в природе.

     

    Контровой свет. Источник света находится прямо напротив камеры или немного сбоку — в таком случае он называется задне-боковым.Такой свет красиво подчеркивает контур лица или фигуры. А когда источник контрового света один-единственный, мы получаем силуэт. Кстати, контровой свет может быть направлен не только на модель, но и на фон за моделью, тогда он станет мягким и ровным.

    Контровой свет на модель Контровой свет на фон

     

    Контражур. Разновидность контрового света с условием, что источник света располагается прямо за объектом. Контуры объекта при этом загораются, создается эффект свечения. Очень красиво в таком свете смотрится что-то прозрачное и легкое: фата невесты, волосы...

     

    Свет в естественных условиях

    Все то, о чем мы сейчас говорили, вполне можно использовать даже в тех случаях, когда вы работаете не в студии и не пользуетесь вспышкой. На улице тип освещения напрямую зависит от положения солнца. Чем ближе к полудню, тем больше свет похож на верхний. Но, кстати, не зимой. Зимой солнце висит низко и даже в полдень дает косой свет.

    Контровой солнечный свет

    Очень красиво выглядят снимки, сделанные на закате или рассвете. Низкое солнце дает длинные тени, а фотография приобретает приятный теплый оттенок. Будет этот естественный свет фронтальным, боковым, переднебоковым или контровым, решать вам. Все зависит от того, как вы повернете модель относительно солнца и какое положение займете сами.

    Свет отражен на модель рефлектором

    Но поскольку слишком глубокие тени все же требуют проработки, вам понадобится заполняющий свет. Как правило, он в таких случаях отраженный. Вы можете получить его, используя специальный лайт-диск для подсветки теней, либо же воспользовавшись любой светлой поверхностью, оказавшейся под рукой. Например, белая футболка или светлая стена отлично отражают свет под разными углами и дают мягкое заполняющее освещение. Темные поверхности, наоборот, поглощают свет, так что если хотите сделать тени поглубже, можете найти черную стену и поставить модель рядом с ней.

    Мягкий, рассеянный облаками свет

    Если же вы снимаете в пасмурную погоду, свет будет проще и скучнее — мягкое и равномерное освещение модели и фона со всех сторон, без глубоких теней и провалов. С одной стороны, это хорошо, с другой — ни о каком акцентировании светом и прорисовке объема не идет и речи.

    Снимая дома, вы тоже можете получить интересные сюжеты — достаточно подойти к окну. Окно работает как большой источник мягкого света, который очень красиво ложится на объект. Кстати, если поставить модель или объект между окном и светлой занавеской, то занавеска даст легкий заполняющий свет.

    Свет настольной лампы

    Освещение от ламп накаливания обычно смотрится довольно скучно. Люстра, висящая на потолке, дает верхний жесткий свет, да и с настольными лампами манипуляции тоже довольно ограниченны, так как свет от них будет жестким (поскольку они маленькие) и тусклым. Для получения качественной картинки в таком случае лучше воспользоваться вспышкой.

     

    Встроенная вспышка

    Скорее всего, вы уже задумывались о жутком качестве снимков, получающихся при съемке со встроенной вспышкой. Проблем от нее много: красные глаза; белые, плоские как блин лица; черные тени за спиной или провалившийся в черноту фон.

    В любой фотошколе вам посоветуют отказаться от встроенной вспышки, залепить ее изолентой и больше никогда не открывать. И частично будут правы. Однако есть пара исключений, допускающих использование встроенной вспышки: съемка в яркий солнечный полдень, когда она поможет заполнить тени под глазами и носом; либо съемка в экстренных ситуациях, когда вокруг действительно темно, но кнопку нажать нужно, чтобы просто зафиксировать событие или факт (например, кражу варенья из буфета). Второй случай, конечно, исключает претензии на художественность снимка.

    Внешняя вспышка

    Отраженная от стены вспышка

    Внешняя вспышка продается отдельно и абсолютно незаменима для репортажной съемки в помещении. Поворотная головка вспышки поможет добиться мягкого освещения, будучи направленной в потолок. Отраженный от потолка импульс света превращает его в огромный рассеиватель. А если направить импульс в стену, можно создать эффект съемки возле окна. Да, стена тоже превратится в рассеиватель, как только на нее попадет свет от вспышки.

    Главное, помните, что свет для фотографа — это не просто необходимое условие для получения снимка, но и важнейший художественный инструмент. Понимание возможностей, которые открывает перед вами конкретное освещение, умение управлять световым потоком и использовать его в соответствии с замыслом позволит вам не только перевести снимки из фотокарточек в фотографии, но и точнее и полнее передать настроение и эмоцию в кадре.

    Категория: Уроки | Добавил: Composed (20.10.2012)
    Просмотров: 635 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]